«Почему именно я должна принять участие в этом проекте?»


Я принадлежу к древнему народу нганасанам. Это уникальный народ, сформированный на Таймыре и зародившийся в эпоху неолита. Мои храбрые прапредки — «охотники на дикого» — гоняли по просторам полуострова Таймыр мамонтов, у нашего народа необычайная история и культура, галогруппа нганасан имеет в «родственниках» индейцев племени Майя. У нашего народа неповторимая культура одежды: знаменитые «ноги мамонта» — обувь, не имеющая носка, «квадрат Малевича» на спине — черный квадрат, имеющий сакральное значение, паспорт в виде нашитых тесемок, цвета одежды Гагары — красный, черный и белый. Я принадлежу к известному нганасанскому роду Торуда, мой дядя, известный таймырский художник Мотюмяку Турдагин сохранял культуру своего маленького народа, рисуя картины. Он старался запечатлеть в своих работах все особенности хозяйственного быта народа Ня, его картины называли «Энциклопедией народной культуры». Моя тетка, Турдагина Лариса Яндиптеевна, была известной радио-журналисткой, она всю жизнь посвятила себя этой подвижнической деятельности, ездила в командировки, собирала по крупицам аудио-материал, сохраняющий уникальные говоры и наречия нганасан. Моя еще одна тетка, Наталья Турдагина, много лет танцевала в Ансамбле песни и танца народов Севера Хэйро, она собирала уникальную танцевальную культуру моего народа. В этом эссе я не ставила целью хвалиться своими родственниками, я хочу раскрыть свой посыл главного — сохранение, развитие и популяризация языкового и культурного наследия коренных малочисленных народов Севера зависит только от нас, коренных жителей. Именно мы имеем право и непременно должны сохранить это достояние для своих детей. Я считаю, если не хватает знаний или опыта, то нужно не стесняться, а принимать участие в обучающих форумах и брать инициативу в свои руки. Например, я имею «двойное гражданство» — по линии мамы я долганка из рода Белых шаманов, по отцу — нганасанка. Я знаю оба языка, знаю культуру обеих народов, но считаю себя нганасанкой. Я была замужем за узбеком, долгое время жила в Узбекистане, научилась вести домашнее хозяйство, доить коров, пасти скот, готовить их национальные блюда. В браке я родила троих дочек. И что интересно: одна дочь хочет быть узбечкой, плетет косички и хочет принять ислам, отлично знает узбекский язык и культуру. Вторая дочь выбрала для себя нганасанскую культуру, также знает язык и изучает язычество и идолопоклонство. Третья долганка, вышивает долганские узоры, выбрала православие, знает язык, культуру долган. Вот так мы и живем в мире и дружбе — представители трех культур и религий в одном доме.



У Ч А С Т Н И Ц А

УСЕНАЛИЕВА

Наталья


г. Дудинка, Таймырский муниципальный район
Красноярский край