Что же это за дух в виде животного или птицы, представленный в костюме шамана? В. Диосеги, изучавший «рогатые» шапки сибирских шаманов, считал, что существует тесная связь между шаманом и животным, рога которого венчают его головной убор. Селькупский шаман, например, борется с шаманами, преграждающими ему путь на небо, при помощи рогов оленя на своей «короне». Но в верованиях многих народов шаманы сражались друг с другом не сами — в схватку вступали их души-двойники, нередко в образе диких оленей. Таким образом, костюм шамана повторяет свойства его «животной души». Сквозь все позднейшие напластования здесь проступает архаический облик матери-зверя

Один шаман жил сто лет. Наконец к нему пришла Смерть. “Я грязный, мыться буду, потом могу молится, танцевать, петь буду” – “Даю тебе один час”. Так хорошо пел, что Смерть уснула, часа на два. Проснулась, а ей он говорит: “Уходи, твое время прошло”.

Шаман мясо варил. Смерть пришла и превратилась в уголек и упала на жирное мясо – съест человек мясо с угольком и умрет. Шаман вышел из дома, взял мешочек, на шею себе повесил. Вошел, начал есть, кусочек мяса с угольком ко рту понес и быстро сунул в мешок. Затянул покрепче и повесил у огня. “Выпусти меня!” - ”Не отпущу. Жди семь дней”.

Шаман послал человека ко всем людям чтобы пришили рога на шапки. Вернулся человек через неделю и говорит: “Все готово, все пришили”. Выпустил Смерть из мешка, она ушла. Потом вернулась и горюет: “Ни одного человека не наша. Все с рогами!”

С тех пор, по легенде, юкагиры стали шить шапки с рожами. Подобные шапки с рожками есть у всех народов Якутии.

Затем приходят к шаману семь Смертей. Он им говорит: “Вы очень умелые, во что угодно можете превратиться. Неужели в коробке уместитесь?” – “Как мошки станем, в коробке у одной стенки ляжем!” – отвечают семь Смертей. Схватил шаман коробочку, закрыл ее, внутрь второй коробочки положил и в третью закрыл, под кровать положил, дальше живет.

Приходит к нему Иисус Христос: “Ты еще не умер? Я семь Смертей по твою душу послал. Где они?” Шаман выпустил их. Прогнал их Христос и говорит шаману: “Пойдем! Кости свои здесь отставь, а дух твой я возьму”

[Хозяин земли. Легенды и рассказы лесных юкагиров. Я. Изд-во ЯГУ, 1994]