Чтобы животные рождались снова, их надо правильно убивать, свежевать, хоронить. Это обеспечивает круговорот душ животных в природе.

С древних времен юкагир охотились на лося. Добыть его нелегко. Охотники иногда целыми днями гоняли лося вдоль речек, но лось убегал, и люди оставались голодными. Если у охота была удачной, был настоящий праздник: мясо лося ели, из костей делали орудия.

Однажды охотники наткнулись на след необычного лося. Этот лось всех других лосей распугивал. Почему он это делал – никто не знал. Охотники погналсь за ним – не догнали. С тех пор ни одного лося добыть не удалось и начался голод.

Люди обратились к большому шаману: “Помоги нам, узнай нашу судьбу, почему на охоте удачи нет?”

На следующее утро шаман сказал молодому охотнику: “Возьми лук и стрелы и иди по реке до второй развилки, там лоси стоять будут. Мы пойдем за тобой”. Охотник увидел там много лосиных следов. Трех лосей добыл, а двое ушли. Преследуя их, еще одного добыл. Когда последнего добывал, увидел у него наросты по обе стороны груди, будто суставы. И кто-то на нем верхом сидит. Выстрелил, попал, лось упал, а тот маленький человечек переметную суму схватил и скрылся за поворотом реки. Охотник погнался за ним, следов не видно.

К необычному лосю подошел, увидел, что у того четыре передних ноги. На двух бежит, две другие к груди прижимает. Охотник только шкуру снял, ничего с собой не взял и пошел обратно. Дома рассказал все. Тогда шаман сказал: “Все животные хозяина имеют. Тот человечек был Хозяином лосей. Мы, добывая лося, когда его где попало разбрасывали, поэтому Хозяин перестал добычу двавать. Теперь, добыв лося, череп, кости ног, копыта хорошо чистите и на лабазе храните. Земля-мать пусть чистой будет, пусть брошенные кости тут и там не валяются. Второй раз Хозяин этого не простит, вместе с лосями перекочует в другие места”.

С тех пор юкагиры, добывая животных, на землю ничего не бросают. Шкуры вешают, черепа, кости ног и копыта – все на лабаз кладут и лапником закрывают.